Договор с регоператором. Возможность или обязанность (Журнал «Экология производства», апрель 2019г.) Часть 2.
Кто такой региональный оператор?!
Исчерпаемость ресурсов, рост населения, неответственного потребления и производства привели к отказу от линейной экономики и переходу к циркулярной. В связи с этим функция транспортирования мусора (от контейнерной площадки его накопления в лучшем случае до полигона, в худшем - до ближайшего леса или оврага) утратила свою востребованность. В отрасли должны были появиться новые игроки - переработчики отходов и те, кто выступил бы связующим звеном между отходообра- зователями, переработчиками, производителями товаров и полигонами. Реформой в области обращения с отходами был введен институт региональных операторов для создания отрасли замкнутого цикла и определены основные направления госполитики - максимальное использование ресурсов и материалов в целях сокращения объема образования отходов, а также их утилизация. Ввиду отсутствия ранее похожих институтов и, как следствие, в связи с необходимостью инвестирования в создание необходимой инфраструктуры средств в качестве гаранта стабильности для тех, кто решит стать таким оператором, были предусмотрены следующие преференции:
- длительный срок контракта - не более 10 лет;
- обязательность заключения контракта с региональным оператором всех отходообразователей (в части ТКО);
- установленный тариф на услуги.
С учетом еще одного нововведения - расширенной ответственности производителя (РОП) - роль регионального оператора в запуске циркулярной модели обращения с отходами позволяет максимально приблизиться к цели реформы - ноль отходов («zero waste»). Это становится возможным, поскольку помимо преференций, гарантирующих стабильность и .прозрачность бизнеса для инвесторов, возникают дополнительные стимулы:
? обязанность производителей товаров обеспечивать утилизацию отходов от их использования, что предполагает дополнительные финансовые вливания для региональных операторов, потому что только они имеют право на работу с отходами, образующимися в секторе домовладений и у хозяйствующих субъектов (в части ТКО);
? заинтересованность переработчиков отходов в сырьедля своих производств, что, как следствие, порождает конкуренцию и включает рыночные механизмы взаимодействия с региональным оператором;
? обязательства государства по распределению денежных средств, собранных в качестве экологического сбора от компаний, которые не обеспечили утилизацию отходов от выпущенных товаров, для целей создания необходимой инфраструктуры и, как следствие, возможности получения этих денег для указанных целей региональными операторами.